Разъяснение Минприроды от 16 мая 2017 года «Об актуальных вопросах исполнения «расширенной» ответственности производителей, импортеров товаров (далее – РОП)» содержит положения, которые касаются правоотношений по исполнению производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, обязанности по обеспечению утилизации отходов от использования этих товаров, включая упаковку в соответствии со статьями 24.2-24.5 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ), введенными в действие Федеральным законом от 29 декабря 2014 года № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации».

В Разъяснении Минприроды России содержатся следующие правовые позиции:

1.Обезвреживание – не утилизация.

Обезвреживание отходов от использования товаров не обеспечивает выполнение нормативов утилизации.

При этом, в случае если сжигание отходов приводит к выделению энергии на квалифицированных генерирующих объектах, то такой способ обращения идентифицируется как утилизация отходов.

2.Упаковка, являющаяся товаром.

В отношении упаковки, являющейся товаром (например, стеклянные банки, коробки из картона), реализуемой производителями, импортерами потребителю этих товаров (например, населению или хозяйствующим субъектам, оказывающим услуги с использованием упаковки в качестве товара), а не производителям товаров в этой упаковке, ответственность несут производители, импортеры такой упаковки как товара.

3.Использование схем толлинга и «off-take».

3.1.При производстве товара под заказ для других торговых марок ответственность по обеспечению утилизации таких товаров может лежать как на фактическом производителе таких товаров, так и на заказчике.

В случае если производство осуществляется по схеме толлинга, т.е. производство товара под заказ третьего лица и из сырья третьего лица, где право собственности на произведённую продукцию принадлежит третьему лицу – заказчику (торговой марке), который в дальнейшем реализует эту продукцию, обязанность обеспечивать утилизацию данной продукции после ее использования возлагается на заказчика (торговую марку), реализующего продукцию.

3.2.В случае если производитель товаров реализует произведенные товары владельцу торговой марки (если производство товаров осуществляется по схеме off-take, когда сырье производителю не предоставляется), он несет ответственность за утилизацию отходов от использования товаров.

4.Выполнение нормативов утилизации в отношении упаковки.

4.1.В отношении упаковки, подлежащей утилизации после утраты потребительских свойств, обязанность выполнения нормативов утилизации возлагается на производителей, импортеров товаров в этой упаковке.

При этом за упаковку товаров производители и импортеры товаров несут ответственность вне зависимости от того, включен ли упаковываемый в упаковку товар в Перечень готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств (утв. Распоряжением Правительства РФ от 24 сентября 2015 года № 1886-р) (далее – Перечень) или нет.

4.2.Производители всех товаров в упаковке, включенной в Перечень, несут ответственность по выполнению нормативов утилизации в отношении упаковки произведенных товаров.

4.3.На организации, предоставляющие услуги с использованием товаров, включенных в Перечень, и не являющиеся производителями товаров (например, организации по предоставлению услуг общественного питания, почтовой связи, транспортных услуг и др.) обязанность по выполнению нормативов утилизации отходов от использования таких товаров не распространяется.

4.4.Нормативы утилизации в отношении упаковки, поставляемой производителями, импортерами таким организациям, выполняются производителями, импортерами упаковки, которая в этом случае для них является товаром.

5.Многооборотная упаковка.

В отношении многооборотной упаковки, включая многократно используемую деревянную тару (паллеты, поддоны и т.п.), обязанность по декларированию ее количества и, при необходимости, по уплате экологического сбора возлагается на производителей такой упаковки, которая в этом случае для них является товаром.

6.Кто предоставляет декларацию и отчетность?

6.1.Производители, импортеры товаров включают в Декларацию информацию о количестве выпущенных в обращение товаров, упаковки товаров (произведенных на территории Российской Федерации или ввезенных из третьих стран или государств — членов Евразийского экономического союза) в целях реализации для внутреннего потребления на территории Российской Федерации на основании таможенных документов или первичных учетных документов.

6.2.В случае, если товары, упаковка товаров импортируются не в целях их последующей реализации, а для собственных нужд, то в отношении таких товаров, упаковки товаров импортеры ответственность в части уплаты экологического сбора и представления Отчетности и Декларации не несут.

7.Подтверждение информации об упаковке.

Производители, импортеры товаров для подтверждения информации об упаковке товаров (весе, материале, использовании вторичного сырья при производстве упаковки) могут использовать информацию, содержащуюся в товарно-сопроводительных, коммерческих либо нормативно-технических документах, включая документы, полученные от контрагентов при осуществлении коммерческой деятельности.

8.Комплектующие товары и сырье для производства товаров.

Если товар реализуется не для целей его потребления, а поставляется в качестве комплектующих либо сырья (материалов) для производства других товаров, то он не включается производителем, импортером товаров в декларируемый объем товаров, выпущенных в обращение за год.

9.Учет упаковки, в том числе произведенной из вторичного сырья.

9.1.При составлении Декларации не учитывается упаковка как готовый товар, поставляемая для упаковывания иных товаров в процессе их производства.

9.2.В случае, если упаковка товара, подлежащего утилизации, произведена из вторичного сырья, к нормативу утилизации применяется понижающий коэффициент, рассчитываемый как разница между единицей и долей вторичного сырья, использованного при производстве указанной упаковки.

9.3.Понижающий коэффициент применяется в случае самостоятельной утилизации отходов от использования товаров (согласно пункту 15 статьи 24.2 Закона № 89-ФЗ положения о применении понижающего коэффициента не распространяются на производителей, импортеров товаров, которые осуществляют уплату экологического сбора).

9.4.В качестве подтверждения процентного содержания вторичных материалов в упаковке производитель, импортер товаров может использовать письма от производителя упаковки с указанием массовой доли вторичного сырья и/или выписки из технологической/производственной документации производителя упаковки. При этом ответственность за предоставление недостоверной информации лежит на производителе, импортере товаров в этой упаковке.

Материал для рубрики подготовила юрист Центра Гаврилова Ольга

Текст разъяснений : Разъяснение Минприроды от 16 мая 2017 года «Об актуальных вопросах исполнения «расширенной» ответственности производителей, импортеров товаров (далее – РОП)»

Источник: Центр правового обеспечения природопользования  

 

 

 

Номер свидетельства СМИ: ЭЛ № ФС 77- 67082, дата регистрации 15.09.2016г.Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.